региональная инновационная площадка
2017 – 2018 учебный год

Реализация эксперимента продолжается благодаря союзу трех образовательных учреждений МАОУ «СОШ №18», ДОУ № 3 и ДЭЦ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Элементы анималотерапии присутствуют в обучение наших воспитанников постоянно с учетом специфики учреждения и наличия уголка живой природы на базе ДЭЦ. Педагоги естественнонаучного направления разработали авторские общеразвивающие общеобразовательные программы по данному профилю и на протяжении ряда лет нарабатывали опыт работы с обучающимися в детских объединениях зоологической направленности.
Анималотерапия для детей используется достаточно часто, ребята приобретают опыт общения с животными, учатся заботиться, сочувствовать, понимать, быть добрыми, идти на контакт — а это именно те качества, которые являются важными для взаимодействия со сверстниками и взрослыми, улучшают способность строить социальные контакты.

Виды анималотерапии могут быть разными, их классификация зависит от вида животного, которое используется на занятиях с детьми. Главная задача в эксперименте отведенная нашему учреждению – это подготовка животного для общения с детьми и проведение занятий с участием зоологического объекта.
Приручением и выращиванием таких животных занимаются педагоги ДЭЦ участники эксперимента Игнатьева М.В; Коршунова И.В; Худякова М.Е. и обучающиеся детского объединения «Юный зоолог» педагога дополнительного образования Коршуновой И.В. Этот процесс порой является довольно трудоемким и долговременным, так как приручение животного начинается сразу с момента, когда малыш научился самостоятельно питаться. На это уходит от 1 месяца до 1 года.
Для организации контактного общения с одним видом животного требуется 2-3 занятия. Первое – знакомство. Ребята получают теоретические знания, как обращаться с животным и так далее. В следующий раз зверька мы уже приносим, дети его трогают, гладят, кто-то боится, кому-то хочется взять его за лапку. И, как правило, только на третьем занятии они успокаиваются, начинают участвовать в беседе, интересуются, чем зверек питается, задают другие вопросы по существу.

Ранее в эксперименте использовались живые объекты природы класса млекопитающих: хомяки, крысы, мыши, кролики, шиншиллы, дегу, песчанки, морские свинки. Так же, обучающиеся общались с довольно необычными представителями фауны улитками ахатинами, индийскими палочниками, аквариумными рыбками. Результатом знакомства и общения с такими животными явилось желание родителей и детей содержать необычного питомца в домашних условиях. Все желающие получили в подарок от ДЭЦ новорожденных малышей гигантских улиток ахатин, палочников и мальков рыб. В этом учебном году для молодых специалистов города на отчетном заседании совета региональной инновационной площадки (21 декабрь 2017) Игнатьевой М.В. проведен мастер-класс: «Взаимодействие на эмоциональную сферу ребенка посредством обычных и необычных братьев наших меньших» с участием одного из таких питомцев хорьком.
На период 2017-2018 года запланированы занятия с необычными животными класса амфибий и рептилий, вызывающих огромный интерес ребят — участников эксперимента.

Цель проведения занятий: создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы; повышение познавательной активности учащихся, формирование доброго и внимательного отношения друг к другу, формирование коммуникативного взаимодействия в окружающей среде.

На занятиях ставятся следующие задачи:

1. Формировать представления детей о братьях наших меньших, подвести детей к пониманию того, что мы в ответе за тех, кого приручили.
2. Помочь детям в осознании чувств и эмоций окружающих людей и животных, способствовать в сближении детей друг с другом.
3. Развивать умение детей рассказывать о своих питомцах, правильно согласовывая слова в предложениях.
4. Активизировать в речи детей, следующие выражения: четвероногие друзья, ступает мягко, наши питомцы, ласковые, мягкая шерстка, глазки-бусинки, уголок природы и т.д..
5. Воспитывать у детей доброжелательность к окружающим их людям и животным.
6. Индивидуальная работа: активизировать детей высказывать своё мнение.

На занятиях ребята получают краткую информацию о происхождении животных, внешнем виде, поведении, содержании и уходе за ними. Большое внимание уделяется тактильному общению с животными с описанием детьми внешнего вида, характера, поведения. На занятиях используются загадки, стихотворения, пословицы и поговорки о животных.

Тематика занятий
2017-2018 учебного года

1. « Шестиногие друзья или враги». Живые объекты: тараканы (мадагаскарские, мраморные, кубинские).
2. «Четвероногие друзья». Живые объекты: лысые свинки «скинни» — Бегемотик.
3. «Запасливый зверек». Живой объект: сирийский хомяк — Персик.
4. «Полосатая спинка». Живой объект: джунгарский хомяк.
5. «Четвероногие друзья». Живой объект: Шахматные мыши и капюшончатые крысы.
6. «Четвероногие друзья». Живой объект: кролик — Пушинка.
7. «Уход и содержание декоративных кроликов в домашних условиях». Живой объект: кролик — Вислоух.
8. «Четвероногие друзья». Живые объекты: хорек — Жорик.
9. «Необычные питомцы в неволе». Живые объекты: королевская калифорнийская змея — Ройл.
10. «Четвероногие друзья». Живые объекты: сухопутная черепашка — Маша.
11. «Четвероногие друзья». Живые объекты: водные черепашки: мускусная, желтоухая.
12. «Четвероногие друзья». Живые объекты: ежик – колючий друг.
13. «Необычные питомцы в неволе». Живые объекты: виноградные улитки.
14. «Необычные питомцы в неволе». Живые объекты: леопардовый эублефар альбинос – Зефирка.
15. «Необычные питомцы в неволе». Живые объекты: жабовидная арлекиновая квакша — Печалька.
16. «Четвероногие друзья». Живые объекты: ночные непоседы — шиншиллы.
17. Семинар для молодых педагогов «Взаимодействие на эмоциональную сферу ребенка посредством обычных и необычных братьев наших меньших» (декабрь 2017).